Battles
Статистика
Главная Битва за Рейн

Битва за Рейн

Битва за РейнВ феврале 1945 года задача канадской армии на севере, соседствующей с ней британской армии, четырех американских армий, позиции которых протянулись на юг до Страсбурга, и французской армии в Вогезах состояла в том, чтобы, форсировав реки Рур, Ур и Саар, выйти к Рейну.

К 21 февраля британцы и канадцы овладели Гохом, Клеве и Калькаром, а американская 9-я армия южнее смогла приступить к реализации планов операции «Граната» и перебросить мосты через Рур напротив городка Менхен-Гладбах, которым они овладели 1 марта. Спустя пять дней американцы взяли Кельн, а 7 марта - к немалому удивлению самих союзников и неописуемой ярости Гитлера - захватили Ремагенский мост через Рейн. Несмотря на прогремевшие взрывы, мост казался внешне почти не поврежденным, и части американской 1-й армии, перейди по нему на правый берег, создали там плацдарм. Очень своевременно в следующие дни саперы навели рядом вспомогательные мосты как выше, так и ниже Ремагена по течению. В результате, когда 1 7 марта, частично вследствие попыток бомбардировщиков противника уничтожить его, а отчасти от перегрузок, капитальный мост обрушился в Рейн - что стоило жизни 28 американским саперам - несчастье, по крайней мере, не лишило войска на плацдарме на восточном берегу притока подкреплений и снабжения.

К 24 марта свыше 150 000 немецких солдат и офицеров оказались в союзнических лагерях для военнопленных, не говоря уже о большом количестве погибших, точных данных о численности которых не имеется. Ближе к исходу месяца весь западный берег Рейна от Ла-Манша и до швейцарской границы безоговорочно контролировался союзниками, которые находились теперь всего не более чем в 500 км от Берлина.

Ночью 23 марта 1945 года 21-я группа армий фельдмаршала Сэра Бернарда Монтгомери под прикрытием массированного огня артиллерии приступила к форсированию самой великой реки Западной Европы. Первые части переправились на рассчитанных на 7 человек (кроме водителя и стрелка) 13-тонных гусеничных десантных судах-амфибиях «Буффало» при поддержке некоторого количества «Шерманов» DD и другой специализированной техники. Атакующие располагали мощной воздушной поддержкой: так, бомбардировочное командование КВВС перестало отрабатывать по городу Везель только тогда, когда союзнические войска уже находились менее чем в километре от него. Авиация не только помогла очистить Везель от вражеского присутствия, но и не позволила немцам перейти в контратаку через город.

Не стоит думать, что продвижение союзников напоминало увеселительную прогулку. Им приходилось преодолевать такую низкую грязь, в которой застревали даже «Буффало», а в результате солдаты второй штурмовой волны, переправившись на другой берег на лодках, угодили под интенсивный огонь противника и понесли тяжелые потери.

Основные силы союзнических воздушно-десантных войск вступили в дело и середине дня, когда над Рейном пронеслась «воздушная армада», чтобы выбросить две дивизии десантников, купола парашютов которых, казалось, закрыли небо. Затем последовали 6уксировщики планеров, в которых следовали посадочные десанты. Районы их назначения носили названия Дирсфордтер- Вальд и Мер-Гамминкельн. Планерная высадка тоже прошла не совсем гладко. Несмотря на все усилия союзнических военно-воздушных сил нейтрализовать заградительный огонь вражеских ПВО в районах приземления, часть зениток уцелела и сосредоточила огонь на планерах, в результате списки потерь пополнили до четверти участвовавших в операции пилотов планеров. Однако количество высадившихся благополучно воздушно-десантных частей было достаточным для того, чтобы они без проволочек соединились с войсками, форсировавшими реку ранее, причем нередко даже раньше, чем предусматривалось планом. С наступлением ночи союзники прочно закрепились на Рейнском плацдарме, и никакие контратаки немцев не смогли сбросить их оттуда.