Battles
Статистика
Главная Операция «Хаски»

Операция «Хаски»

Операция «Хаски»Все утро 9 июля 1943 года флоты вторжения на всех парах следовали мимо Мальты. Те, что несли солдат американской 7-й армии под командованием генерал-лейтенанта Джорджа Патона, - к западу от острова, те же, на которых передвигалась британская 8-я армия генерала сэра Бернарда Монтгомери, - к востоку. На бортах 2500 кораблей и десантных судов следовало 160 000 чел., 14 000 единиц моторной техники, 600 танков и 1800 орудий, что делало всю акцию наикрупнейшей амфибийной операцией в истории.

Прибыв к месту назначения, армия высадится на берегах Сицилии, однако для овладения всем островом ей понадобится одержать победу над вражеским войсковым контингентом численностью почти 300 000 человек, в основном итальянцев.

На кишащих людьми и техникой аэродромах Туниса прогревали двигатели 109 американских транспортников «Дуглас» С-47 и 35 британских – «Армстронг Уитворт Албемарл». За каждой машиной тянулись тросы, к которым крепились планеры «Уэйко» («Вако») или «Хорса», в их тесных фюзеляжах скрывались 1500 солдат и офицеров британской 1-й воздушно-десантной бригады. Часы показывали почти 19.00, когда самолеты начали подниматься в воздух - в чистый и теплый летний воздух Африки. По мере их приближения к Мальте, к месту сосредоточения, небо становилось все более темным, над морем кружились вихри, сбивавшие с курса самолеты и заставлявшие планеры содрогаться от бафтинга.

Через два часа после взлета британских воздушно-десантных частей на взлетные полосы тунисских аэродромов одни за другим принялись выруливать 222 С-47 с 3400 американскими парашютистами на борту, им вскоре предстояло пережить тот же кошмар, в котором очутилась британская бригада. Около 40 буксировщиков повернули назад, поступив весьма благоразумно, потому что добраться до Сицилии и приземлиться там удалось только 54 британским планерам, остальные упали в море и затонули вместе со всем «грузом».

Американские парашютисты выбросились над Сицилией, однако приземлиться поблизости от целей удалось лишь 200 десантникам.

Командование итальянских частей на участке побережья от мыса Пассеро до Сиракуз решило, что ни один здравомыслящий человек не решится на высадку с моря в подобных погодных условиях, и, когда союзнические самолеты улетели, позволило себе вздохнуть с облегчением, а потому первые волны штурмовых подразделений британцев высадились, не встречая сопротивления, и ударили на рубежи береговой обороны неожиданно для защитников. С опозданием некоторые артиллерийские батареи открыли огонь по силам вторжения, однако немедленно умолкли под снарядами линкоров, которые сопровождали силы вторжения именно с подобной целью.

Едва забрезжил рассвет 10 июля, передовые части британской 5-й пехотной дивизии приблизились к Кассибили, а в 08.00 город уже перешел в их руки. Военнослужащие целого британского ХIII корпуса наводняли берег южнее дивизии, тогда как 51-я (Хайлендская) и 1-я канадская пехотные дивизии ХХХ корпуса, а также коммандос Королевской морской пехоты у них на западном фланге заканчивали высадку в районе мыса Пассеро - между ним и Поццалло.

Американской 7-й армии западнее повезло меньше. Посты береговой обороны не спали, а потому корабли и десантные суда на всем протяжении участка высадки американцев оказались под огнем практически с момента своего появления у берегов острова. Но и тут тяжелые морские орудия скоро заставили замолчать батареи противника (к большому удовольствию, но и удивлению Паттона, не очень-то верившего в эффективность поддержки с моря). Между тем причал в Джеле, который мог бы послужить отличным подспорьем при высадке и создании плацдарма, взлетел на воздух, поднятый в небо подрывными зарядами, как раз тогда, когда к нему спешили два батальона рейнджеров. В 04.30 над запруженными людьми и техникой берегами появились итальянские и немецкие самолеты, пустившие на дно два транспорта.