Battles
Статистика
Главная Это интересно Янычары: от побед к позору

ЯнычарыВо времена позднего средневековья примерно раз в пять лет на пыльных караванных тропах Малой Азии можно было видеть удручающую картину: длинные вереницы босоногих мальчишек, охраняемых всадниками, тянулись по пустынным равнинам под безжалостно палящим солнцем. Подростки - эти маленькие невольники - были сыновьями албанских, болгарских, греческих и сербских крестьян. Детей захватчики насильно отбирали у родителей. Затем их обучали военному делу, превращая в незнающих жалости воинов - янычар, шедших в бой во славу султана.

Участь христианских детей

Слово «янычар» в те далекие времена было символом опустошения, смерти и неисчислимых страданий. Столетиями это слово произносилось в Европе с особым ужасом и, одновременно, с восхищением. Лишенные родины, эти солдаты османского султана, которых он называл своими «сыновьями», были одинаково безжалостны ко всем - и к покоряемым народам, и к восстававшим туркам. «Детская повинность», или «налог на кровь» - так назывался насильственный набор в армию будущих янычар была самым ужасным бедствием для христианских народов, покоренных Османской империей. Турки строго следили, чтобы лишенные своей родины подростки жили изолированно и не имели возможности общаться с кем-либо на родном языке. Дети учили турецкий язык, обращались в мусульманскую веру и посещали мечеть. Через некоторое время (3-7 лет) подросших и почти забывших свое прошлое рабов забирали в распоряжение султана. Кто-то из них попадал на флот, кто-то - в сады правителя, а некоторым приходилось строить дороги.

По достижении 21 года всех их везли к новому месту - в Адрианополь (ныне - г. Эдирне), в казармы янычар. Новобранцы выстраивались на площади, и дервиши, их будущие духовные наставники, принимали у них клятву на преданность исламу. После этого бывшие рабы становились рекрутами элитного войска султана. Новобранцы группами по 10-15 человек под руководством старшего янычара обучались фехтованию, стрельбе, искусству стремительной атаки. Муштра была суровой и безжалостной, так что по вечерам будущие гвардейцы султана без сил валились на свои подстилки, чтобы утром под барабанную дробь вскочить и продолжить боевую учебу. Восхищенный этой дисциплиной габсбургский посланник фон Бусбек, дважды по приказу Фердинанда I посетивший Стамбул, писал: «Чему трудно поверить, особенно тем, кто знает нравы наших вояк, так это царящему повсюду порядку. Никто не спорит, не буянит, не пьянствует. Напрочь отсутствуют кутеж, пирушки, азартные игры - пороки, присущие нашим солдатам. Турки не знают ни карт, ни костей... Но особенно поразили меня выдержка и дисциплина: в строю не слышно никаких возгласов, шушуканья. Каждый очень спокоен. Офицеры сидят, солдаты стоят. Под влиянием такого рода свидетельств, а также разного рода слухов и домыслов в Европе родился миф о непобедимости турецкого войска.

«Новое войско» Османской империи

Институт янычар, без сомнения, одно из самых необычных явлений в истории исламского Востока. Без них Османской империи, скорее всего, не удалось бы достичь своего величия и могущества. Посмотрим, с чего же начиналась их история, и чем она закончилась. Войско янычар было создано в 1326 году, вскоре после завоевания эмиром Орханом византийского города Бурса, что лежал в Северо-Западной Анатолии. Взятие этой ключевой крепости позволило, наконец, Орхану ослабить власть Византии в Малой Азии. Несмотря на победу, он не был доволен своими войсками. Там, где необходимы были послушание и безоговорочное подчинение, царили своеволие, неуместные советы и вмешательство в управление войсками со стороны родовитых военачальников. Орхану требовались воины, не признающие никого своим господином, кроме эмира, не имеющие никаких привязанностей, кроме своего повелителя. Турки не годились для этой цели, так как они могли отказаться от борьбы против своих соплеменников.

Спустя три года после захвата Бурсы эмиру пришла в голову идея использовать пленных в качестве солдат «нового типа». Мысль эта, надо сказать, была не нова. Еще в IX веке халифы Багдада имели телохранителей из числа рабов и пленных. Индийские правители также имели многочисленную личную гвардию, в которую набирали только рабов. Поскольку Коран запрещал обращать в рабство мусульман, Орхан обратил свой взор на христианские страны. Захваченные в плен воины - христиане становились гвардейцами эмира - «азабами», что переводе означало: «неженатый» (им запрещалось обзаводиться семьей). Первый опыт, однако, был неудачным. Эмир не был доволен азабами, которых пришлось использовать только как вспомогательные подразделения. Поэтому в период между 1330 и 1340 гг. Орхан по-другому организует «новое войско» (по - турецки: yeni ceri). На этот раз он приказал готовить будущих солдат из числа христианских детей, отобранных у родителей и воспитанных турками в мусульманской вере. Они - то и вошли в историю под названием «янычары».

«Сыны» султана

Полки янычар имели привилегию располагать свои лагеря рядом с лагерем султана. Кроме того, им полагались всякого рода подарки: высшие сановники дарили им новую одежду и оружие. Сам верховный правитель рассыпал перед ними золото, которое те собирали, ползая по земле и целуя своему повелителю ноги. Этих бесстрашных и беспощадных воинов султан называл своими сыновьями. Янычарам было запрещено ношение бороды, так как это было привилегией только свободных турок. Ежедневное бритье должно было им напоминать о необходимости беспрекословного подчинения воле господина. Только тем, кто дослужился до звания высшего офицера, позволялось отрастить и носить бороду. Запрещено янычарам было также иметь семью. Считалось, что истинному воину не позволительно растрачивать свои силу и энергию на заботы о жене и детях. Некоторые историки полагают, что безбрачие верных воинов султана идет от дервишей (монахов), которые были духовными наставниками янычар. Дервиши вместе с янычарами жили в казармах и вместе с ними шли в бой, обещая тем, кто погибнет, блаженство в раю. Однако, если дервиши имели перед собой высокие религиозные идеалы, то янычаров - от солдата до офицера - едва ли заботили богословские проблемы. Их помыслы сводились к тому, чтобы отличиться в сражении и стать десятником или сотником. В мирное время они вынуждены были существовать на весьма скромное (по сравнению с военным временем) жалованье, которое выплачивалось им три - четыре раза в год.