Battles
Статистика
Главная Битва за Британию

Битва за Британию

После вторжения в Норвегию, падения Франции и Нидерландов в мае и июне 1940 г., когда КВВС зализывали раны, Люфтваффе перебазировались на аэродромы вдоль побережья пролива, сразу же по ту сторону, которого перед ними лежали цели Соединенного Королевства. Для крупномасштабных воздушных налетов с целью уничтожения Истребительного командования КВВС в рамках подготовки к операции «Морской лев» - высадки на острова - Люфтваффе задействовали силы трех воздушных флотов. Люфтфлотте III базировался на северо-западе Франции, Люфтфлотте II — на ее северо-востоке и в Нидерландах, а Люфтфлотте V в Норвегии и в Дании.

Битва за Британию

На момент начала июля немецкие военно-воздушные силы располагали для ударов по Соединенному Королевству 2800 самолетами, включая 1300 ед. бомбардировщиков «Хейнкель» Не 111, «Юнкерс» Ju 88 и «Дорнье» Do 17, 280 пикирующих бомбардировщиков «Юнкерс» Ju 87, 790 одномоторных истребителей «Мессершмитт» Вf 109, 260 штурмовиков «Мессершмитт» Вf 110 и «Юнкерс» Ju 88С и 170 самолетов-разведчиков различных типов. Из всего этого количества в состоянии полной боевой готовности находилась примерно половина.

Глава Истребительного командования, главный маршал авиации сэр Хью Даудинг, разделил силы противовоздушной обороны на три группы: №11 на юге—под началом вице-маршала авиации Кита Парка, №12 в Мидлендсе— под командованием вице-маршала авиации Треффорда Ли-Мэллори и №13 на севере — под командованием вице-маршала авиации Ричарда Сола. Вскоре для прикрытия юго-западного рубежа была создана группа №10 вице-маршала авиации Куинтина Брэнда.

В начале июля 1940 г. Даудинг располагал всего 640 истребителями, среди которых насчитывалось 347 ед. «Хокер Харрикейн», 199 «Сьюпермарин Спитфайр», 69 ночных истребителей «Бристоль Бленхейм» и 25 «Бултон Пол Дифайент». Немногим более половины этого количества дислоцировалось на юге, где ключевые аэродромы Биггин Хилл, Кенли, Кройдон, Хорнчерч, Мэнтстон и Тангмер образовывали оборонительный рубеж, прикрывавший Лондон и устье Темзы. Для предварительного оповещения на южном и восточном побережьях разметили сеть радарных установок, способных засечь приближающегося противника на дистанции около 150 км. Немецкие налеты в июле, нацеленные в основном на прибрежное судоходство на юге, заставили британских летчиков поднапрячь силы - им приходилось осуществлять постоянное патрулирование над конвоями до тех пор, пока не стала ясна немецкая тактика, после чего в эскадрильи поступили приказы без острой необходимости не вступать в боевые соприкосновения с вражескими истребителями. Потери британцев в июльских поединках в небе составили 77 истребителей, половина пилотов которых погибла.

Главный удар 8 августа получил достойный отпор со стороны эскадрилий Парка, пилоты которого быстро разобрались в слабостях неповоротливых «Юнкерсов» Ju 87 и «Мессершмиттов» Bf 110 и нашли эффективную тактику для борьбы с ними. Появление крупных формирований и «Мессершмиттов» Bf 109, по большинству показателей превосходивших «Харрикейны», вынуждало британские службы управления воздушными боями вызывать против вражеских истребителей, в тех случаях, когда оказывалось возможным, «Спитфайры», тогда как «Харрикейны» могли атаковать более тихоходные и уязвимые бомбардировщики. Тем временем рейды стали проводиться на все большее расстояние в глубь территории Британии, а 15 августа Люфтфлотте V попытался напасть на объекты в Северной Англии, однако понес столь тяжелые потери, что подобного рода налеты в рамках битвы за Британию больше не повторялись.

Пересмотр тактики Люфтваффе привел к смене приоритетов на следующем этапе боев, начавшемся в конце августа. Идя навстречу жалобам летчиков Вf 109, которые сетовали на то, что не могут должным образом продемонстрировать свои преимущества, будучи задействованными в роли сопровождения бомбардировщиков, летное руководство позволило — «Ягдгешвадер» (истребительным крыльям) вернуться к тактике «свободной охоты» над Южной Англией. Такой подход позволил им нападать на истребители КВВС во время взлета либо посадки, или же на пути домой с опустошенными после боев зарядными коробками.