Battles
Статистика
Главная Битва за Атлантику

Битва за Атлантику

В январе 1941 г. в подчинении у Деница очутилась I/КG4О (1-я группа 40-го боевого бомбардировочного/торпедоносного авиакрыла), часть Люфтваффе‚ укомплектованная машинами «Фокке-Вульф» Fw 200 «Кондор», которые не только сами могли топить «торговцев», но и информировать о прохождении конвоев капитанов субмарин.

Первая результативная групповая атака на атлантические конвои имела место в сентябре 1940 г., когда SС2 и НХ72 потеряли вместе 17 кораблей общим водоизмещением около 100 000 б.р.т. Нападение проходило ночью из надводного положения, когда подлодки из-за низкого силуэта становились почти невидимыми, а в то же время их скорость позволяла передвигаться быстро и маневрировать, тогда как гидролокаторы эскорта оказывались бесполезными.

Несмотря на посвященные теме публикации Деница в предвоенный период, британцы не располагали планами по противодействию подводной угрозе, и командиры вроде Кречмера, Шепке, Прина и Кунке быстро начали делать себе имена. Поначалу союзники искали спасения в освещении, используя мощные прожекторы вроде «Снежинки», однако настоящее решение принесли радары, начавшие поступать на вооружение в первые месяцы 1941 г. Чем дальше, тем большую роль в охране торговых караванов стали играть самолеты, в то время как высокочастотные пеленгаторы, или в просторечии «Хафф-Дафф» эскортов обратили важное оружие Денница, делавшего упор на постоянные радиоконтакты между субмаринами, против него самого.

Борьба была тяжелой и упорной, так, в 1941 году союзнические потери в торговых кораблях на севере Атлантики достигли цифры 496 (2.42 миллиона б.р.т.), однако 1942 год стал свидетелем еще большего урона — 1006 судов и 5.47 миллиона б.р.т. Полмиллиона больших регистровых тонн в месяц приближали Деница к цели — парк торговых судов уничтожался быстрее, чем пополнялся. Его мечтам, однако. не суждено было сбыться: союзники спешно запускали в дело судостроительные программы и вводили, в строй все больше и больше кораблей, а кроме того, немецкое главное командование то и дело заставляло адмирала использовать свои ресурсы для участия во «второстепенных спектаклях».

Несмотря на ряд чувствительных ударов, конвои в большинстве своем ухитрялись проскакивать без особых неприятностей, а по мере течения 1941 г. появилась возможность непосредственного прикрытия караванов на всем пути их следования. Более того, тогда как опыт командиров союзнических эскортов возрастал, у немцев наблюдалась иная тенденция — «асы» уходили, а на смену им шли новички. Продолжительное наступление на подводников в Бискайском заливе послужило толчком к внедрению поразительной технической новинки. Немцы увеличили защищенность лодок за счет шноркелей - устройств для подачи воздуха и вывода отработанных газов, обеспечивающих работу дизелей подлодки (когда она шла на небольшую глубину, верхняя часть устройства выходила на поверхность моря). Однако при этом им приходилось действовать в погруженном положении, что значительно снижало мореходные характеристики. Все чаще и чаще субмарины, приблизившись к конвою, сталкивались с палубной авиацией эскортных авианосцев, тогда как крейсирующие группы эскорта всегда находились в готовности в случае опасности следовать на усиление непосредственного сопровождения.

В марте 1943 г. тоннаж потерь достиг 500 000 б.р.т., однако с этого момента накал наступательных действии немцев в подводной войне пошел на убыль. Только в период с мая немцы потеряли 123 лодки, тогда как и строй вошло лишь 98. Несмотря на это, численность субмарин с середины 1943 г. и до окончания враждебных действий оставалась высокой - свыше 440 единиц. Между тем эффективность действий подводников в Северной Атлантике очень заметно снизилась. Победа в битве за Атлантику, как считают, является одним из наиболее важных достижений в войне, сражение это обошлось союзникам в 12 миллионов б.р.т., что превышает половину потерь гражданских судов за время всего конфликта.