Battles
Статистика
Главная Битва за Атлантику

Битва за Атлантику

Одно из наиболее острых и важных столкновений периода войны, решавшее судьбу Европы, проходило не на самом Европейском континенте, а за тысячи миль от него — в океане.

Битва за Атлантику

Успех или неуспех войны в Европе полностью зависел от постоянного притока снабжения, доставляемого конвоями торговых кораблей, курсировавших между Новым и Старым Светом. Приоритетным вооружением. задействованным немцами в попытках перерезать артерии поступления всего необходимого противнику, стали подводные лодки, и «верховный вождь» подводников, адмирал Карл Денниц, хорошо понимал, на что способны его субмарины. Еще до своего назначения на должность командующего подводным флотом в 1935 г. он разработал групповую тактику применения подлодок (тактику «волчьих стай»), затем четко определил, какие типы материальной части более подходят для ближних или, напротив, дальних операций, равно как и, какое количество требуется для разгрома правильно организованной конвойной системы. Но даже после Англо-германского соглашения о морских вооружениях 1935 г., которое позволяло немцам значительно раздвинуть рамки производства субмарин, обстоятельства не позволили в полной мере реализовать замыслы Деница. В результате, в то время как по состоянию на сентябрь 1939 г. подводному флоту требовалось 300 судов, закончено было всего 56, из которых только немногим более 20 годились для применения в океанских просторах. Когда потери превысили поступления, к февралю 1941 г.. в строю для оперативного применения остались только 22 лодки.

Дениц считал оправданной и законной неограниченную подводную войну против торговых кораблей, вооруженных, следующих под эскортом и имеющих приказ, если потребуется, уничтожить субмарину. Поначалу «корсарам» доставалась богатая добыча, поскольку «торговцы» следовали в Соединенное Королевство индивидуально, тогда как основные караваны на пути в Соединенное Королевство из Галифакса и Сиднея и из Новой Шотландии шли под конвойным сопровождением только до 15-й долготы (в ту и в другую сторону), из-за нехватки подходящих эскортных средств. Неорганизованный характер судоходства не позволял подводным лодкам атаковать стаями, однако возникала опасность с другой стороны - от надводных рейдеров, — а потому предпринимались попытки обеспечить конвойное прикрытие за счет применения более старых линкоров.

После падения Франции в июне 1940 г. Дениц получил возможность действовать из портов Бискайского залива, что сокращало время в пути к целям и фактически позволяло увеличить сосредоточения. Конвои поэтому стали следовать маршрутами к северу от Ирландии, тогда как появление все большего количества морских самолетов дальнего действия вынуждало подводные лодки действовать дальше к западу. До сих пор союзнические потери выражались еще как-то приемлемой цифрой в 630 000 больших регистровых тонн (1 б.р.т. =1016 кг). между тем стали появляться «асы», вроде Гартманна с его U-37, который 9 июня 1940 г. привез после 26-дневной охоты «ягдташ» с 43 000 б.р.т. Низкие по силуэту субмарины с их невысокими рубками не обеспечивали подводникам хорошей видимости, затрудняя им поиск целей, а просьбы Денинца наладить регулярные поисковые полеты по обнаружению конвоев по большей части оставались гласом вопиющего в пустыне. Надежды использовать помощь итальянских лодок с базы в Бордо (после июля 1940 года) тоже не оправдались — конструкции субмарин оказались не пригодными для этой цели, к тому же вошли в противоборство разные национальные характеры.