Battles
Статистика
Главная Арнемское сражение

Арнемское сражение. Операция «Маркет-Гарден»

28 сентября 1944 года на юго-востоке Англии собралась небывалая по тем временам воздушно-десантная армада. В небо с 22 летных полей поднялось свыше 1500 самолетов. В то время как истребители и бомбардировщики занимались обеспечением прикрытия или выполнением заданий по отвлечению внимания противника от основного района проведения операции, транспорты «Дакота» и бомбардировщики «Стерлинг», перепрофилированные для перевозки живой силы и грузов, направились к границе Голландии.

Арнемское сражение

Одно соединение проследовало к району высадки в Эйндховене. В состав группы входили части американской 101-й воздушно-десантной дивизии со снаряжением. Второе и более крупное формирование несло американскую 82-ю воздушно-десантную дивизию по направлению к району между Граве и Неймегеном, а также бригаду посадочного десанта и одну парашютную бригаду из состава британской 1-й воздушно-десантной дивизии (под командованием генерал-майора Аркьюарта к району в 15 км к западу от Арнема и жизненно важному мосту через Недер-Рейн.

Данный мост и четыре других моста - в Неймегене, Граве, Вегеле и Эйндховене - служили целью воздушных десантов. Южнее дислоцировались части британской 2-й армии, изготовившиеся к наступательному броску по дороге Эйндховен-Арнем, через каналы и реки с целью флангового обхода немецкой обороны по «линии Зигфрида». Таким образом, по словам фельдмаршала Монтгомери, предстояло создать «трамплин для мощного, полнокровного удара в сердце Германии».

Между тем союзнические разработчики планов не учли наличия у противника в данном районе одних из лучших дивизий. Помимо дислоцированных там частей, легко вооруженным парашютным батальонам пришлось столкнуться с 9-й и 10-й танковыми дивизиями СС и войскам и штаб-квартиры группы армий «В» фельдмаршала Моделя.

Двенадцать перепрофилированных под транспортники британских бомбардировщиков и шесть американских С-47 несли роту первопроходцев, которая завершила выполнение задания к моменту, когда 149 «Дакот» с личным составом 1-й парашютной бригады стали появляться в небе над районом высадки «Х». Нечто подобное происходило и в районах высадки «S» «Z», где шли на снижение 254 планера «Хорса» и 38 «Гамилькаров» с солдатами и офицерами воздушно-десантной бригады и штабом Аркьюарта. При этом первая часть акции прошла довольно гладко — было потеряно всего пять планеров в воздухе (сбиты или оторвались от буксировщиков в ходе продвижения к заданному району) и только 35 потерпели аварии.

Тем не менее, начало операции на земле затянулось. Часы показывали уже 15.30, когда подполковник Фрост собрал военнослужащих 2-го парашютного батальона и повел их в 13-км марш к Арнемскому мосту. На полдороге к Арнему Фрост только собирался отрядить одну роту на захват ж/д моста через Недер-Рейн (нижний Рейн), когда громкий взрыв возвестил о том, что спешить уже нет необходимости — объект взлетел на воздух. Британские парашютисты продолжили продвижение, однако к тому моменту, когда Фрост с батальоном вышел к Арнемскому мосту, уже стемнело. Тем временем у Аркьюарта возникли большие сложности — отказала рация. Чтобы разобраться в обстановке, Аркьюарт последовал за своими парашютными частями на джипе. Он нагнал штаб Фроста неподалеку от берега Рейна, а затем повернул в направлении к Остербеку. Там Аркьюарт обнаружил 3-й батальон подполковника Фитча (ведущий ожесточенный бой с немецкими солдатами) и командира 1-й парашютной бригады, бригадного генерала Лэтбери. Становилось очевидным, что противник перебрасывает танковые части в район между позициями 3-го батальона и Арнемом, как и навстречу 1-му парашютному батальону подполковника Доби, следовавшему вдоль железной дороги, ведущей к Арнему с запада.



 
Сборные перевозки морским контейнером.